Дефектоскопия рельсов железнодорожного пути Дефектоскопия железнодорожных путей

В процессе эксплуатации железнодорожного пути в рельсах под воздействием подвижного состава, природных и других факторов образуются дефекты и повреждения, угрожающие безопасности движения поездов, в большинстве случаев эти повреждения и дефекты скрыты о человеческого взгляда и их можно обнаружить только с использованием средств дефектоскопии.

Дефектоскопия железнодорожных путей производится неразрушающими методами контроля визуально-измерительным и ультразвуковым (ультразвуковая дефектоскопии рельсов). Ультразвуковая дефектоскопия железнодорожных путей включает в себя оценку рельсов и элементов стрелочных переводов, их качества в эксплуатационных условиях, и направлена на своевременное обнаружение внутренних скрытых дефектов. Учет выхода рельсов в дефектные и анализ результатов ультразвуковой дефектоскопии рельсов позволяет определить распределение дефектов по видам, выявить причины их образования в зависимости от эксплуатационных условий и качества металла, разрабатывать мероприятия по продлению сроков службы и повышению общей надежности пути.

Система менеджмента качества

лаборатории неразрушающего контроля ООО «СЦ ПРОМЖЕЛДОРТРАНС» соответствует  требованиям национального стандарта ГОСТ ИСО 9001-2015

продлление срока службы локомотиво

Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001-2015)

Разрешение на применение знака соответствия системы добровольной сертификации в обрасти дефектоскопии рельсов железнодорожного пути

Разрешение на применение знака соответствия системы добровольной сертификации

Требования нормативно-технических документов
  • Статья 16 Главы 3 Федерального Закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г «Основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования».

    В пункте 1. Определяется необходимость соответствия конструкции и состояния сооружений и устройств путей необщего пользования строительным нормам и правилам, а при подаче на пути необщего пользования железнодорожного состава, эксплуатируемого на путях общего пользования – требованиям для ОАО «РЖД»:

    «Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
    Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

    В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации».

    В пункте 5. Отражено право контролирующих органов – запретить подачу-уборку вагонов на путь необщего пользования в случае его надлежащего технического состояния.

    «Уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта имеет право проверять соблюдение требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров. Предписания, выданные в ходе указанных проверок уполномоченным представителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, являются обязательными для исполнения.
    При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляет акт.
    На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами, несет виновная сторона, указанная в этом акте».

  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России № 286 от 21 декабря 2010 г. (далее - ПТЭ)

    В соответствии с пунктом 16 Раздела 4. «Организация функционирования сооружений и устройств» – железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии путем их систематической проверки с помощью метрологического оборудования, обеспечением надлежащего качества содержания, техническим обслуживанием и ремонтом.

    Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее – инфраструктура), железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
    Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие.

    Работники железнодорожного транспорта в соответствии с должностными обязанностями должны знать правила эксплуатации технических средств и состояние сооружений и устройств, систематически проверять их и обеспечивать надлежащее качество содержания, технического обслуживания и ремонта с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований для сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования, включая метрологические требования.

    Согласно пунктам 12 и 16 приложения N 1 к ПТЭ – контроль состояния железнодорожного пути, а также проверка рельсов и стрелочных переводах на главных и приемо-отправочных путях (при их наличии) производится с помощью дефектоскопии, в соответствии с графиком проверки железнодорожных путей необщего пользования, установленным его владельцем.

    Пункт 12. «Для контроля за состоянием железнодорожного пути и сооружений инфраструктуры применяются путеизмерительные вагоны и тележки, вагоны-дефектоскопы, дефектоскопные автомотрисы, дефектоскопные тележки, лаборатории по дефектоскопии, мостовые, тоннельные, путевые обследовательские, габарито-обследовательские, испытательные, ремонтно-обследовательско-водолазные станции.

    Периодичность проверки железнодорожных путей, в том числе с учетом интенсивности движения, состояния железнодорожного пути и применяемых технических средств диагностики, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования».

    Пункт 16. «Рельсы и стрелочные переводы на главных и приемо-отправочных железнодорожных путях должны проверяться с использованием вагонов-дефектоскопов, дефектоскопными тележками по графику (графикам), утвержденному, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожного пути необщего пользования. Порядок пропуска поездов по рельсам и элементам стрелочных переводов, имеющих опасные дефекты (остродефектные), до их замены устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования».

  • Инструкция № ЦП-774 от 01.07.2000 г., введена в действие Распоряжением ОАО «РЖД» № 2791 от 29.12.2012 г.

    Определены виды работ на железнодорожных путях, в которых применяется дефектоскопирование, порядок проведения обследования железнодорожных путей, правила маркировки дефектных рельсов, меры по предупреждению и устранению опасных дефектов и т.д.

    Пункт 3.1.19. Для возможности быстрой замены остродефектных рельсов после их обнаружения создается покилометровый запас рельсов (далее – ПКЗ). Перед укладкой в ПКЗ рельсы тщательно (с дефектоскопированием) проверяются и маркируются белой несмываемой краской на шейке и головке рельса на расстоянии 1 м от левого торца: на головке указывается (цифрами) группа, тип рельса и его длина; на шейке – группа и пропущенный тоннаж в млн.т брутто.

    Пункт 3.10 11. Для предотвращения растяжения зазора и среза болтов в случае сквозного излома рельса под накладками повышенное внимание должно быть уделено закреплению клеммных и закладных болтов на протяженности 50 м в каждую сторону от дефектного места. Место с дефектом, взятым в накладки, необходимо осматривать при всех проверках пути, стыковые, клеммные и закладные болты при этом следует простукивать молоточком, а рельсы тщательно проверять дефектоскопными средствами.
    При выходе трещины, обнаруженной визуальным способом, на поверхность рельса или распространении трещины, выявленной дефектоскопированием, за середину головки рельсовая плеть должна быть временно или окончательно восстановлена.

  • Положение о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог Российской Федерации, утвержденное Приказом МПС России от 25.02.1997 г. № 2-ЦЗ.

    Положение  регулирует отношения в области неразрушающего контроля рельсов железнодорожных путей, находящихся в ведении железнодорожного транспорта, и является основным нормативно-техническим документом, определяющим принципы, технические параметры и нормативы использования средств рельсовой дефектоскопии, требования к материально-технической базе по их обслуживанию и ремонту, исходя из условий обеспечения безопасности движения поездов и эффективности  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, основные права работников рельсовой дефектоскопии, требования к их квалификации как на железнодорожном транспорте общего пользования, так и на железнодорожном транспорте необщего пользования.

Фотографии дефектоскопии рельс

Остались вопросы?
Мы вам перезвоним!